Не стоит недооценивать важность технического обслуживания кранов. Только своевременная диагностика и оперативное решение текущих проблем могут предотвратить необходимость дорогостоящего ремонта.
Обслуживание грузоподъемных механизмов, в том числе обслуживание кранов и кран-балок, подразделяется на четыре вида:
- ежемесячное;
- регулярное через 100 моточасов;
- регулярное через 300 моточасов;
- сезонное обслуживание.
Ежемесячное обслуживание, как следует из самого названия, должно проводиться каждый месяц.
Ежемесячное обслуживание крана включает в себя, в частности, следующие действия:
- осмотр технического состояния крановых путей;
- осмотр механизмов передвижения крана;
- проверку технического соответствия токоведущих кабелей крана;
- проверку управления крана;
- проверка механизма подъема крана и иные мероприятия.
Неисправности, выявленные при ежемесячном обслуживании, необходимо устранять сразу, поскольку длительная работа крана в критичных условиях может способствовать выходу крана из строя.
Кроме ежемесячного обслуживания крана различают два основных периода, по истечение которых требуется проводить плановое обслуживание крана:
- первый период для нового крана – 100 моточасов, для крана после капитального ремонта – 80 часов;
- второй период для нового крана – 300 моточасов, для крана после капитального ремонта – 240 часов.
Обследование крана поможет выявить степень износа заменяемых и состоянию возобновляемых деталей.
Определяются также:
- нарушение соосности валов редукторов и электродвигателей;
- достаточный уровень смазки;
- степень износа зубьев зубчатых муфт;
- состояние креплений ходовых колес;
- состояние подшипников барабана, подвесок, блоков и букс.
Во время проведения технического обслуживания крана или крана-балка оборудование должно быть обесточено.
Четвертый тип технического обслуживания крана – сезонный. Его необходимость обусловлена переходом от весенне-летнего периода к осенне-зимнему и особенно важно при эксплуатации техники в условиях низких температур.